Порты уходят на дно

Перевалка в украинских портах продолжает падать

Перевалка в украинских портах продолжает падать

Переработка грузов в морских портах Украины за девять месяцев 2016 года упала почти на 10% (до 97 млн тонн) относительно аналогичного периода прошлого года.

Об этом сообщает Администрация морских портов Украины(АМПУ).

Переработка экспортных грузов упала на 3% (до 72,8 млн тонн), импортных сократилась на 10% (до 12 млн тонн), транзитных на 35% (до 8,2 млн тонн). Перевалка каботажных грузов составила почти 4 млн тонн.Переработка контейнеров в морских портах за январь-сентябрь увеличилась почти на 29% (453 тыс. TEU).

Основная причина падения перевалки в морских портах – это потеря транзита российских грузов с начала 2016 года, отмечает начальник пресс-службы АМПУ Игорь Казакуца.

Падение цен на нефть способствует падению цен на сырьевые товары, являющиеся основными в экспорте через порты, констатирует и.о. директора Херсонского морского порта Андрей Соколов. Он также добавляет, что перевалка зерновых грузов растет не такими темпами, чтобы перекрыть падение экспорта металла, азотных удобрений и т.п.

У каждого груза своя история. “Падение перевалки происходит не потому, что порты плохо работают, а потому что экспорта стало еще меньше”, - объясняет Соколов.

На низкий показатель перевалки грузов в первую очередь оказала влияние потеря транзита, рассказывает шеф-редактор отраслевого издания Порты Украины Игорь Гошовский. Так как переработка транзитных грузов за первое полугодие 2016 года упала почти в полтора раза – до 5,080 млн тонн (в 2015 году падение транзита было на уровне 23%). По словам Гошовского, Россия все менее охотно отправляет свой экспорт через украинские гавани. Однако, за отчетный период выросла перевалка агропродукции (в первую очередь зерна) и контейнеров. “Это стало некой подушкой для падающей портовой перевалки” – говорит он.

Консультант Центра транспортных стратегий Андрей Исаев рассказывает, что снижение экспорта произошло еще в начале года, когда цены и спрос на ЖРС на мировых рынках были на историческом минимуме. Объемы импортной перевалки снизились в основном за счет падения морского импорта угля – почти на 40%. “Это произошло из-за замещения морского импорта сухопутным”, - объясняет Исаев.

Падение транзитной перевалки отчасти связано с неразберихой по транзитным тарифами УЗ. По словам Исаева, в январе-феврале не были пролонгированы скидки и действовал стандартный тариф согласно тарифной политике железных дорог на 2016 год. Вскоре, с марта УЗ утвердила возврат льготных тарифов на перевозку транзитных грузов ЖРС.

Напомним, в 2015 году морские порты Украины сократили грузооборот по сравнению с 2014 годом лишь на 0,1% (до 144,646 млн тонн).

В АМПУ прогнозируют, что годовой показатель существенно не изменится и будет на уровне 10%. Все будет зависеть от того, какие меры примет Мининфрастурктуры для возврата транзитных потоков, в том числе развитие Нового Шелкового пути. А также от общего состояния экономики. Такие прогнозы подтверждает Соколов и добавляет, что сигналов к тому что станет лучше - не видно, может только стать еще хуже. По мнению Игоря  Гошовского, падение по итогам года составит около 5-7%, поскольку власти планируют доставлять в Украину уголь морем, а в первом полугодии перевалка угля в такой способ практически отсутствовала.

Украинские грузоотправители и так везут грузы в наши порты, поэтому увеличить объем перевалки можно только стимулируя экономику и создавая поддержку экспортерам, считает Исаев. Но это длительный процесс. Другое дело - транзит. По словам консультанта, создавая более привлекательные условия для транзитеров (стоимость, легкость оформления, надежность, прозрачность тарифов), можно получить более быстрые результаты.

Эту точку зрения разделяет и Игорь Гошовский: “Для увеличения перевалки необходимо привлекать транзитные грузы как нероссийского происхождения (Шелковый путь, а также инициатива Vale по транзиту сырьевых грузов на заводы ArcelorMittal в Центрально-Восточной Европе), так и российского происхождения (для этого нужны льготные тарифы от УЗ, чтобы конкурировать з портами Прибалтики)”. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Экономика ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: