Ввоз автомобилей с иностранной регистрацией стимулирует развитие коррупции – топ-менеджер крупного автоимпортера

Андрей Нестеренко, генеральный директор компании Ниссан Мотор Украина, называет факторы, при которых высокие налоги при импорте автомобилей могут быть оправданными
Налоги при импорте в Украину автомобилей из стран Евросоюза с каждым годом снижаются. Но в корне ситуацию это не меняет. Общий уровень налогообложения в Украине остается высоким. Впрочем, главная проблема даже не в размере налогов, а в том, что из общих правил как всегда находится исключение. Либерализация таможенного законодательства привела к
Андрей Нестеренко уверяет, что нынешние налоги при импорте новых автомобилей в страну находятся на приемлемом уровне

Андрей Нестеренко уверяет, что нынешние налоги при импорте новых автомобилей в страну находятся на приемлемом уровне

Андрей Нестеренко, генеральный директор компании Ниссан Мотор Украина, называет факторы, при которых высокие налоги при импорте автомобилей могут быть оправданными.

Налоги при импорте в Украину автомобилей из стран Евросоюза с каждым годом снижаются. Но в корне ситуацию это не меняет. Общий уровень налогообложения в Украине остается высоким.

Впрочем, главная проблема даже не в размере налогов, а в том, что из общих правил как всегда находится исключение. Либерализация таможенного законодательства привела к тому, что Украина потеряла контроль над ввозом автомобилей в страну с иностранной регистрацией.

В результате пробелов в законодательстве, такой своеобразный метод импорта автомобилей в страну пользуется небывалым спросом.

Как это отражается на рынке новых автомобилей и насколько в целом влияет на авторынок сегодняшняя таможенная и налоговая нагрузка, НВ Бизнес рассказывает Андрей Нестеренко, глава Ниссан Мотор Украина.

– Довольны ли вы сегодня тем, как устроено налоговое и таможенное законодательство при ввозе автомобилей в Украину?

– Государство должно определиться с целью, с которой те или иные налоги существуют в стране. Что касается автомобильного рынка, то он в каждой стране может развиваться по-разному. Один из сценариев – это защита своего отечественного производителя. Если этот отечественный производитель существует, то в этом случае государству необходимо защищать его. И во многих странах мы можем видеть применение больших пошлин, которые специально для этой цели создаются. Что касается Украины, то, к сожалению, за все годы независимости у нас не вырос отечественный производитель и к нам не пришли производители из других стран. Есть несколько причин, почему они не пришли в Украину. Украинский рынок небольшой. Для того, чтобы производить автомобили в стране, для того, чтобы у завода были необходимые мощности, надо производить и продавать не менее чем 50 тыс. автомобилей в год.

Наш рынок очень близко подошел к этой отметке после падения, которое было вызвано политическим кризисом 2013 года. То есть производить автомобили для украинского рынка пока что не выгодно. Можно было сделать из Украины хаб для производства автомобилей для восточной части Европы. Но этого также не произошло. Из-за того, что реформы в Украине внедрялись медленно, а политическая и экономическая ситуация была нестабильной.

Нам на данный период времени некого защищать. Если нет своего производителя, некого защищать, тогда государство на большинство товаров в этом случае ставит пошлины на низком уровне. Делается это для того, чтобы на этот товар цены были невысокими, а покупатели смогли его приобрести. Однако автомобили можно оценивать не как общие предметы, не как общий товар, а в некотором смысле их можно рассматривать как предмет роскоши. В этом случае государство может применять пошлины для того, чтобы перераспределять денежные потоки от более богатых слоев населения к более бедным. Такой цели могут служить автомобили.

Что касается ввозной пошлины на автомобили, я могу сказать, что у нас есть четко разработанная правительством совместно с Евросоюзом программа по постепенному снижению этой пошлины в течение десяти лет. Я могу сказать, что на сегодняшний день нагрузка на покупателей, с точки зрения пошлины, является средней. Да, возможно, импортеры автомобилей хотели бы, чтобы она было ниже, но то, что ввозная пошлина на уровне около 10%, не является критическим для покупателей автомобилей.

А с точки зрения акцизов, налогов с самого покупателя, который платит различные сборы при регистрации автомобиля? Насколько влияет то налоговое бремя, которое есть сегодня?

– В середине 2016 года были внесены изменения в законодательство при импорте подержанных автомобилей в Украину. Так были снижены акцизные сборы на эти товары и эти акцизные сборы были приравнены к тем, которые применяются при импорте новых автомобилей в Украину. Сейчас нет возможности импортировать автомобиль, который старше шести лет, то есть произведенный до 2010 года, потому что в это время в Европе был переход на экологический стандарт Евро-5. Таким образом, подержанные автомобили и условия для подержанных автомобилей были такие же, как и для новых автомобилей. И я считаю такой шаг взвешенным и таким, что имеет право на существование.

Государство сделало довольно неплохой шаг для того, чтобы рынок в Украине был приближен к рынку в Европе с точки зрения подержанных автомобилей. И хорошо, что не разрешался импорт в Украину автомобилей, которые соответствуют более низким стандартам с точки зрения загрязнения окружающей среды. Государство, кроме того, что оно должно регулировать рынок автомобилей, оно должно также проявлять заботу о своих соотечественниках с точки зрения защиты их от металлолома, который может поставляться в Украину, от загрязнения окружающей среды. И я хочу сказать, что те законопроекты, которые сейчас рассматриваются, они имеют целью разрешить импорт в Украину автомобилей более старшего возраста, более загрязняющих окружающую среду. И эксплуатация этих автомобилей в Украине более опасна, чем эксплуатация новых автомобилей. И если этот шаг будет сделан, он ухудшит ситуацию с точки зрения безопасности на дорогах.

Другое, на что я хотел бы обратить внимание, – это принцип налогообложения, который некоторые депутаты хотят с этим законопроектом сделать легальным в Украине. То есть часть этой цели – создать возможность не платить сразу те пошлины, которые уплачиваются на новые автомобили. Это не совсем корректно. Ведь мы создадим ситуацию, при которой импорт более старых, более опасных, более загрязняющих окружающую среду автомобилей будет выгоднее, чем импорт новых автомобилей.

Есть информация, что понижение акцизов на подержанные автомобили негативно отразилось на рынке новых автомобилей. Но за счет стремительного роста рынка новых автомобилей на общем фоне этого не сильно видно. Испытывает ли определенную потерю ваша компания с учетом этих обстоятельств?

– Действительно, согласно статистике, с 1 августа прошлого года подержанных автомобилей в Украину по этой схеме было ввезено примерно 12 тыс. В первую очередь, это отразилось на внутренних перепродажах автомобилей, которые уже были в эксплуатации. То есть часть внутренних перепродаж упала за счет того, что поднялся импорт подержанных автомобилей в Украину. Сказалось ли это на продажах новых автомобилей? Думаю, да. Не очень сильно, но мы это чувствуем. Потому что общий рынок новых автомобилей мы можем оценивать где-то в 70 тыс. в 2016 календарном году. И если мы отмечаем, что за полгода было импортировано подержанных автомобилей по новой схеме примерно 12 тыс. Можем умножить на два и за год это будет 24 тыс. Это уже около 40% рынка новых автомобилей. То есть уменьшился процент продаж новых автомобилей в общей картине продаж всех автомобилей в Украине на некоторую часть.

Еще существует схема завоза автомобилей с иностранными номерами.

– Я думаю, все начали видеть все больше и больше автомобилей на украинских дорогах с иностранными номерами. К сожалению, управляют этими автомобилями украинские граждане. Мы видим, что это пример уклонения от уплаты налогов. Если есть такие примеры, то это упущение со стороны наших органов власти, которые должны за этим следить. Потому что в конце концов страдают от этого широкие слои населения. Объяснить это можно тем, что эти автомобили завозятся в Украину без уплаты необходимого количества налогов. Если не платятся налоги, то эти средства недополучат социально незащищенные слои населения. Государство должно за счет автомобилей иметь право перераспределять доходы от более богатых к более бедным слоям населения. Поэтому я отрицательно отношусь к этой практике. Условия должны быть равные для всех. Если у нас будут находиться такие схемы по уклонению от уплаты налогов, то эти схемы будут стимулировать дальнейшее развитие коррупции в Украине.

Как это количество завозов автомобилей сказалась на официальных компаниях, торгующих новыми автомобилями, и что можно с этим делать? Испытываете ли вы давление?

– Пока что на большинстве территории Украины это не оказывает большого влияния. Да, это имеет большое влияние в западных областях Украины и на дилеров, которые там работают. Мы считаем, что эти схемы являются уклонением от легальных путей завоза автомобилей в Украину.

Как работают соседние рынки с этими автомобилями с иностранной регистрацией? Завозятся ли такие автомобили в Россию или Беларусь, возможно, даже в страны, которые близки к Евросоюзу? Как с этим борются?

– Время от времени у меня есть возможность бывать в России. Но я не припомню, чтобы я видел там автомобили с европейскими номерами. Как могут появиться автомобили с европейскими номерами в Украине? Они могут появиться в случае, когда гражданин Европы приехал в Украину и он использует этот автомобиль для собственных целей. А если за рулем сидит гражданин Украины, а автомобиль с иностранными номерами, то это уклонение от уплаты налогов. Что касается Европы – то там открыты все границы. И там автомобили могут свободно передвигаться между странами.

Какая, по-вашему, справедливая налоговая нагрузка должна быть на рынке новых автомобилей? Надо повышать или снижать пошлины на все виды автомобилей?

– На самом деле это зависит от стратегии развития страны. Если страна строит свободную экономику, открытую экономику, то налоги на импорт должны быть минимальными, при условии, что не нужно защищать собственного производителя.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Бизнес. Интервью ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: