Украина развивает инфраструктуру для электрокаров быстрее, чем некоторые страны ЕС – глава правления крупной автокомпании

Яна Миненко, глава правления Renault в Украине, назвала срок, за который авторынок сможет выйти на уровень трехлетней давности
Прошлый год на авторынке стал годом отложенного спроса, сформировавшийся за предыдущие слабые года. Как результат – рост почти на 40%. Был также ряд явлений, которые помогли увеличить реализацию автомобилей. Во-первых, это спонтанные колебания курса доллара, которые ситуативно резко увеличивали спрос на автомобили. Во-вторых, многие
Яна Миненко рассказывает о важной составляющей для рынка электромобилей
Фото via Renault Украина

Яна Миненко рассказывает о важной составляющей для рынка электромобилей

Яна Миненко, глава правления Renault в Украине, назвала срок, за который авторынок сможет выйти на уровень трехлетней давности.

Прошлый год на авторынке стал годом отложенного спроса, сформировавшийся за предыдущие слабые года. Как результат – рост почти на 40%. Был также ряд явлений, которые помогли увеличить реализацию автомобилей.

Во-первых, это спонтанные колебания курса доллара, которые ситуативно резко увеличивали спрос на автомобили. Во-вторых, многие автоимпортеры в 2016 году вывели на рынок новые кроссоверы по привлекательным ценам, что также способствовало хорошему устойчивому спросу. В третьих, Украина проводила масштабные госзакупки.

При этом достигнутые результаты нельзя назвать впечатляющими. Поскольку емкость рынка крайне низкая и еще остается меньшей в три-четыре раза, чем была три года назад.

Впрочем, если темпы роста сохранятся, уже через несколько лет Украина достигнет докризисного уровня реализации новых автомобилей. Как развивается отечественный авторынок, знает глава правления Renault в Украине Яна Миненко.

– Чем запомнился для авторынка 2016-й год?

– Самое большое, самое радостное событие – это то, что автомобильный рынок начал расти. В 2016 году он вырос на 38%, что сделало его одним из самых динамичных рынков в европейском рейтинге по росту.

– В январе этого года рост продолжается. С чем это связано?

– Частично я связываю это с тем, что в декабре были достаточно большие продажи, которые, скорее всего, не были зарегистрированы. И эти регистрации попали в январь. То есть это влияние декабря.

– Расскажите о том, как меняется работа поставщиков автомобилей в связи с такими темпами роста?

– Официальные дилерские сети в Украине владеют уникальным опытом. Если взять пример Renault, у нас 33 партнера по всей Украине.

В 2008 году наша дилерская сеть была схожего размера, и она реализовала 20 тыс. автомобилей. В принципе, они готовы к такому объему продаж.

С другой стороны, я предполагаю, у них было много работы с набором нового персонала. Количество персонала было под рынок в 50 тыс. реализованных автомобилей. А в 2016 году – это было 70 тыс. проданных новых автомобилей. Скорее всего, они активно набирали и сейчас им нужно продолжить это делать.

– Если говорить об изменениях законодательных, которые прошли в прошлом году. Известно, что появились новые пути импорта автомобилей. Как это все повлияло на рынок?

– В целом структура рынка остается неблагоприятной для дилеров, которые предлагают новые автомобили. Потому что если взять официальный рынок в 70 тыс. автомобилей, то рынок внутренних перепродаж в десять раз больше. То есть основной поток автомобилей идет через канал б/у. В прошлом году было завезено порядка 15 тыс. поддержанных автомобилей по льготной ставке. Поэтому, возможно, рынок б/у импорта продолжит расти и будет забирать часть рынка новых автомобилей в бюджетном сегменте.

– Какие тенденции вы бы отметили в прошлом году? Как они повлияли на автодилеров?

– Нужно адаптироваться под новый объем рынка. Второй момент – это рост сегмента корпоративных продаж. Корпоративные клиенты более требовательны. Дилерские сети сейчас адаптируются к этому направлению. Потому что корпоративные клиенты, как правило, хотят решение под ключ. Они хотят не только новые автомобили, но и финансирование, и обслуживание. Наша компания как раз последние два года делала фокус на этом направлении. И мы стараемся предложить решения под ключ.

– Давайте поговорим об электрокарах. Насколько это перспективная ниша? Когда, по-вашему, в Украине может произойти такая революция своего рода – замена автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на электротягу?

– Мир движется к снижению использования топлива и все больше и больше отдает предпочтение электромобилям или гибридам. Потому что эксплуатация электромобилей предполагает построение целой экосистемы.

Обслуживание традиционных автомобилей происходит на СТО, в случае с электромобилем появляются другие действующие лица. Это те компании, которые производят зарядные станции. Это те компании, которые их устанавливают, это те компании, которые подают электроэнергию. И когда электромобиль не едет, то нужно понимать, где причина. Причина в автомобиле, в зарядной станции или в том, что там нет электроэнергии. И эту экосистему нужно создать.

С другой стороны, хотелось бы отметить, что в Украине есть очень большой интерес к теме электромобилей. Если сравнить с европейскими странами, например, с Румынией, там за несколько лет были установлены десятки зарядных станций. В Румынии электромобили Renault официально представлены на рынке уже несколько лет. Но, тем не менее, их популярность пока не велика.

В Украине за два последних года появилось около 600 зарядных станций. Это очень много. Также за прошлый год, по статистике, в Украину было завезено порядка 2 тыс. электромобилей.

– Какие автомобили будут наиболее популярны в этом году? Куда будет меняться спрос?

– На рынке уже видна так называемая «сувизация», когда клиенты предпочитают класс SUV. В Украине это можно объяснить тем, что качество дорог оставляет желать лучшего. Поэтому на кроссовере с большим клиренсом удобнее запарковаться на тротуар, переехать холм, или проскочить яму. Женщины очень интересуются SUV, потому что посадка высокая и удобнее видеть дорогу и двигаться в потоке. Я думаю, что этот тренд будет сохраняться. Что касается других трендов, то хотелось бы отметить снижение количества посещений клиентами автосалонов.

Как правило, клиент, который приходит в автосалон, уже прочитал информацию об автомобиле из интернета. Поэтому компания Renault и другие автокомпании адаптируются к этим новым обстоятельствам. У нас есть система обработки лидов (обращений) клиентов, которые поступают либо с сайта, либо с других источников – от горячей линии, дилерских центров. В прошлом году мы запустили онлайн-продажи и даже продали один Kadjar. Для нас это очень большой шаг вперед.

Я думаю, что постепенно количество клиентов, которые приходят в автосалоны, чтобы посмотреть на автомобили, будет уменьшаться. Информацию они будут брать из интернета или других источников. Возможно, в будущем онлайн-покупки станут массовыми и для рынка автомобилей.

– Как это повлияет на работу дилерских сетей?

– Я не думаю, что у дилерской сети не будет работы в будущем. Дилеры все равно будут нужны. Если клиент приобретает автомобиль онлайн, ему все равно нужно приехать к дилеру для того, чтобы этот автомобиль забрать. Для обслуживания автомобиля нужно будет обратиться на СТО, чтобы автомобиль диагностировали и устранили неполадки.

– Есть такое мнение, что автомобили слишком дорогие, слишком высокое налогообложение, что налоги нужно снижать. А вы как считаете, насколько у нас в стране цены конкурентны?

– Если сравнивать цены в Украине на автомобили с другими странами Европы, то можно сказать, что цены на автомобили Renault ниже, нежели цены во Франции. Что касается налогового обложения, то на сегодняшний день это импортная пошлина 9% на автомобили, которые завозятся с Европы, и 20% НДС.

– Когда украинский авторынок сможет вернуться к объемам продаж 2013 года?

– Сложно прогнозировать. Это может произойти через два года, а может и через десять лет. Все будет зависеть от того, как будет развиваться экономика страны. Потому что спрос на автомобили все равно вторичен. Если будет расти экономика, если будут расти доходы, восстановится доверие к банковской системе, то это предполагает больший спрос и на автомобили. Если взять динамику роста прошлого года, то это двухгодичная перспектива.

– По вашему мнению, Украина когда-нибудь получит производство достойного автомобиля?

– С учетом обстоятельств, в которых находится Украина, вряд ли кто-то из автопроизводителей серьезно рассматривает весомые инвестиции в завод в нашей стране.

Внутренний рынок завод не окупит. Завод рассчитан на производство 350-500 тыс. автомобилей в год. А экспорт затруднен, так как на сегодняшний день есть таможенные барьеры Украины как с Европой, так и с другими странами.

С другой стороны, если ситуация поменяется и эти барьеры исчезнут, то я думаю, что Украина могла бы быть интересной площадкой для инвестиций европейского производителя для экспорта автомобилей в Европу.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Бизнес. Интервью ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: