Развитие рынка превзошло наши ожидания, – гендиректор Ниссан Мотор Украина

Генеральный директор компании Ниссан Мотор Украина Андрей Нестеренко говорит, что к рекордным показателям продаж 2008 года мы вряд ли вернемся в ближайшее время

Генеральный директор компании Ниссан Мотор Украина Андрей Нестеренко говорит, что к рекордным показателям продаж 2008 года мы вряд ли вернемся в ближайшее время

Эксклюзивное интервью одного из крупнейших продавцов импортных автомобилей в Украине.

В прошлом году украинский авторынок показал 40-процентный рост. За этот год было зарегистрировано порядка 64 тысяч новых машин, даже несмотря на вступивший в силу закон о снижении акциза на иномарки с пробегом из Европы, который вынудил многих автодилеров пересмотреть свои  планы.

Помимо этого, в страну было ввезено около 2,6 тыс. электромобилей. Что в четыре раза больше, чем в 2015 году.

О том, почему нынешние автомобили не уступают по надежности легендарным машинам из 90-х, как автопроизводители следят за качеством своей продукции, на чем акцентируется внимание разработчиков и когда закончится эра бензиновых и дизельных машин НВ Бизнес рассказал генеральный директор компании Ниссан Мотор Украина Андрей Нестеренко. 

- За прошлый год украинский рынок новых автомобилей вырос на 40%. Как вы оцениваете его развитие? Оправдал ли он ожидания?

- Если говорить о развитии автомобильного рынка в Украине, то в 2016 году он превзошел ожидания. Мы ожидали роста, но не такого значительного по сравнению с 2015 годом. Рост выглядит бурным и в процентном отношении. Но в абсолютном отношении эти цифры достаточно небольшие. Если вспомнить, что рынок до кризиса в 2008 году был на уровне 660 тысяч новых автомобилей в год, то прошлогодние цифры небольшие.

Украина сегодня делит 23-24 место в Европе между Грецией и Словенией по количеству новых продаваемых автомобилей. Но раньше, в 2007-2008 году это было 7-е место после так называемой “Большой шестерки” - это крупнейшие европейские страны такие, как Великобритания, Франция, Испания, Италия, Германия и Россия. Признанные экономические европейские лидеры. И ранее Украина была на седьмом месте.

Почему я говорю, что превзошел наши ожидания, потому что были опасения по поводу введения нового законодательства на возможность импорта б/у автомобилей из Европы. Что и произошло с 1 августа 2016 года. И у нас были опасения, что частично этот импорт б/у автомобилей сможет как-то заменить продажу новых автомобилей. Он начал развиваться и расти, эта часть продаваемых автомобилей в Украине, которые импортируются по новым условиям из Европы. Но и рынок новых автомобилей тоже растет, так как есть отложенный спрос у населения, которому все-таки нужно менять старые автомобили на новые. Поэтому рынок и продолжил расти.

- Опишите своего покупателя.

- Это люди 25-45 лет. В среднем наш покупатель 50% мужчины, 50% женщины. По нашим основным моделям, которые мы продаем, Nissan Juke покупают больше женщин, Nissan X-Trail больше мужчин. А вот Nissan Qashqai пополам.

Это люди, доход которых выше среднего. Они ведут активный образ жизни, потому что основной объем дают кроссоверы, а они предполагают возможную езду по бездорожью. То есть это полный привод. Плюс люди технически продвинутые, следящие за новинками. Так, к примеру, компания Nissan - одна из первых, кто на своих автомобилях массового сегмента использует технические решения, которые обычно используются на более премиальных сегментах. У нас очень распространена функция камеры кругового обзора в 360 градусов. Плюс ко всему есть функция контроля мертвых зон и дорожной разметки.

Поэтому, такие инновационные вещи и кроссоверы, которые дают нам основную часть продаж, позволяют мне говорить о том, что это люди активные и следящие за техническими инновациями.

- Подходит ли нынешняя инфраструктура страны для использования электромобилей?

- Нет, она не развита сегодня еще. Пока мы остаемся в зародышевом состоянии. Да, появляются некоторые электрические заправки возле каких-либо бизнес-центров, они появляются благодаря поддержке компаний, которые занимаются электротранспортом, благодаря энтузиастам. Но нет никакой поддержки на уровне правительства. Да, у нас есть определенные положительные сдвиги с точки зрения законодательства, то есть они пока что ограничиваются только тем, что у нас нет таможенной пошлины при импорте электромобилей в Украину. Это все, больше ничего. В развитых странах много моментов, которые могут стимулировать продажу электромобилей и развитие данного направления. Это налоговые льготы транспортного налога непосредственно для предприятия и физлиц. Это разрешение на въезд в определенные места города, которые запрещены для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Это в некоторых случаях даже отдельные полосы для движения электромобилей. И заканчивая субсидией при покупке электромобилей. Ничего этого пока в Украине нет, соответственно, пока электрический транспорт развивается слабее, чем в развитых странах. Но в любом случае за этим будущее.

- Планирует ли компания официально продавать электромобили Nissan Leaf в Украине?

- Такие планы есть. С точки зрения времени, когда это может случиться, я сказать не могу. Так как мы официальное представительство, то те автомобили, которые поставляются в Украине, должны быть полностью адаптированы к украинским условиям. То есть нельзя просто взять автомобиль, который выпускается для рынка США или рынка Европы, и начать его продавать в Украине. А адаптация автомобиля стоит определенных денег, и необходимо определенное время.

Так, например, есть требования по жесткости кузова, которые связаны с плохим качеством дорог в стране. В некоторых случаях используется вторая линия сварки, кузова. Если условия использования суровые, как у нас, то в этом случае меняется жесткость кузова за счет дополнительной линии сварки. Плюс дорабатывается подвеска, чтобы она лучше отрабатывала выбоины и ямы, которые у нас есть. Сюда еще добавляется дополнительные требования антикоррозийной обработки и т.д. То есть, есть определенный комплекс мер. Мы работаем в данном направлении, надеемся, что это даст свои положительные плоды.

И давайте будем честными в том, что электромобиль - штука не дешевая. Мы посчитали, сколько может стоить новый Leaf в Украине. Это точно такая же ситуация, как со многими другими брендами - от $30 тыс. Да, у нас найдутся люди и компании, которые будут покупать электромобили, но это не будет массово. Потому что основной двигатель, который сейчас двигает нашими потребителями, которые покупают электромобили, это желание сэкономить. Это абсолютно не тот двигатель, который двигает продажами электромобилей в Европе и США. Там люди покупают эти машины из-за “зеленого” мировоззрением. То есть человек чувствует себя хорошо, когда он не загрязняет окружающую среду. Плюс энергетическая независимость. У него дома может стоять ветряк, который генерирует электроэнергию, обеспечивающую ей весь дом. Он обеспечивает зарядкой и его электромобиль. И плюс те преимущества, которые дает государство пользователям электромобилей.

У нас же пока просто экономия на том, что я сэкономлю на покупке бензина, и мне будет дешевле заправлять электромобиль от сети – это основной двигатель.

- В прошлом году по в Украине зарегистрировано около 2,6 тыс. электромобилей, что в 4 раза больше, чем в 2015 году. Как вы считаете, такой рост импорта идет стране на пользу?

- Я думаю, да. В Украину попадают новые технические решения. То есть никуда мы не денемся от того, что будущее за электромобилями. Это признано уже во всем мире. Это позволяет энтузиастам развивать инфраструктуру. Те люди, которые импортируют сюда эти автомобили, это определенный бизнес. Они понимают, что для поддержания этого бизнеса им надо строить заправку. Спираль эта медленно раскручивается. Завезли автомобили, соответственно, их надо заправлять. Сделали заправки. больше заправок, люди видят, что "так, я могу заправить этот автомобиль там и там". Появляется интерес к этому виду транспорта.

- Многие мировые автопроизводители заявляют, что в ближайшие 10 лет они откажутся от выпуска бензиновых и дизельных машин. Как вы считаете, когда закончится эра этих автомобилей?

- На самом деле эти решения или заявления автопроизводителей появляются не сами по себе. Они появляются из-за того, что уже есть определенные законодательные инициативы, которые приняты во многих странах. Приведу пример: Норвегия уже запретила на законодательном уровне с 2025 года продажу автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Германия запретила с 2030 года это делать. То есть автомобили, которые ранее были проданы, они и будут эксплуатироваться.

Поэтому я могу предположить, что для каких-то рынков начиная с 2025 года, производители, в том числе и Nissan не будет делать автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Потому, что если их нельзя продавать в Германии. Естественно, такая же ситуация будет в большинстве стран Европы, во всяком случае западной Европы. Но есть восточная Европа, которая еще вряд ли это примет и пойдет сразу по аналогичному пути.

Есть общая тенденция и мы идем по данному направлению. Может что-то поменяться в будущем, но пока что мировые производители видят это таким вот образом. И если говорить непосредственно о компании Nissan, то предполагается, что к середине 2020-х годов 30% производства будет сконцентрировано на электромобилях.

- Многие владельцы автомобилей, выпущенных еще в 1990-х говорят, что новые автомобили уже не такого высокого качества, как были раньше. Объясняя тем, что сегодня новые машины служат около 5-7 лет, а потом необходим капитальный ремонт его основных агрегатов. Как вы считаете, почему раньше автомобили были более надежными, чем сейчас?

- Такой информации у меня нет, что автомобиль, который современный, он служит 5-7 лет, а после этого его уже использовать нельзя. Я немного бы в другую плоскость перевел данный вопрос, объяснил бы, что может происходить с автомобилем сейчас по сравнению с тем автомобилем, который был раньше. Что происходит?

Я не буду называть бренды и модели, но мы анализировали количество гарантийных случаев, которые происходят с одной моделью премиального сегмента и количества гарантийных случаев, которые происходят с моделью из дешевого сегмента. Например, между ними разница $50 тысяч. Количество поломок у этих двух автомобилей одинаковое. А как же так? То есть, есть премиальный сегмент, и есть более дешевый. Этот же автомобиль стоит намного дороже. Соответственно, у него поломок должно быть гораздо меньше. Но тут вопрос, каких поломок? То есть в автомобиле становится все больше электроники, все больше новых технических решений. То есть автомобиль представляет собой не просто шасси и двигатель внутреннего сгорания, как было раньше, когда-то давно. И поэтому ответ на вопрос - почему ломаются одинаково, или почему количество гарантийных случаев одинаково, потому что в новом автомобиле количество передовых систем в десятки раз больше, чем в той машине, которая была выпущена в 90-х годах. Там было просто мало чему ломаться или выходить из строя.

Теперь стало больше технических систем, больше факторов, которые влияют на работоспособность нового автомобиля. И поэтому, складывается такое мнение у человека, что он чаще, может быть, обращается на сервис. Но если он проанализирует, с чем он обращается туда, какие у него поломки могут быть, то просто с ними он не мог обращаться на сервис в 90-х годах, потому что этих вещей в автомобиле не существовало.

Поэтому компании продолжают делать упор на качество, они очень четко следят за количеством поломок, которые с автомобилем случились в первый год, в первые три года и в первые пять лет.

- Сегодня большинство автопроизводителей стараются внедрять в свои автомобили популярные малолитражные турбодвигатели, которые экономичны. С ними на пару идут еще роботизированные коробки передач, которые переключают передачи достаточно быстро, при этом еще расход снижают. В чем сегодня преимущество таких агрегатов, а в чем их недостатки?

- Я бы разделил роботизированные коробки и турбированные двигатели. То есть не обязательно, что они находятся в паре. Но, что касается малолитражных турбированных двигателей, несколько преимуществ. Первое – то, что при меньшем объеме двигатель может выдавать то же количество лошадиных сил, что и атмосферные двигатели. При этом потребление топлива меньше в турбированных двигателях по сравнению с “атмосферником”, который выдает такую же мощность. Плюс вес этого двигателя меньше и цена ниже, которая влияет на стоимость автомобиля.

И эти вещи позволяют производителям сместить фокус с дизельного двигателя на бензиновый. Почему в Европе очень популярны, и у нас были популярны, и продолжают в некоторых случаях быть популярными дизельные двигатели? Потому что расход топлива меньше, то есть он более экономичный. Да, он больше загрязняет окружающую среду. Но он более экономичный. Но в связи с появлением турбированных бензиновых двигателей решается проблема экономичности и загрязнения окружающей среды. Поэтому многие компании именно в данном направлении развивают инженерную мысль.

Что касается роботизированной коробки передач, некоторые бренды их используют больше, некоторые меньше. Так исторически сложилось, что у японских производителей исторически было больше всегда автомобилей с классической коробкой автомат и с бесступенчатым вариатором. А в Европе были в основном механические коробки. Когда все больше клиентов в Европе стали обращать внимание на коробки автомат, на бесступенчатые вариаторы, европейские производители самостоятельно вели разработки в данном направлении. И основным решением стала роботизированная коробка, которую в первую очередь начали использовать европейские бренды. У нее есть определенные преимущества – это экономия топлива, которая происходит, потому что она быстрее реагирует на нажатие педали газа. Но есть и определенные недостатки – она менее плавная, чем тот же бесступенчатый вариатор, который используется на большинстве моделей Nissan.

- А какая из этих коробок передач более надежная?

- У меня нет таких данных, не могу сказать.

- В чем компания Nissan сегодня делает уклон в сфере разработок?

- В сфере разработок два основных направления. Nissan продолжает активно развивать направление электромобилей, то направление, где компания является лидером. И второе направление - автономное управление автомобилем.

- Автопилот, правильно?

- Да, у компании есть даже слоган – Intelligent Mobility (интеллектуальная мобильность). Эта интеллектуальная мобильность равна электромобиль плюс автономное управление. Это основное направление развития компании на ближайшие 10 лет. Именно этому направлению компания уделяет основное внимание и этим себя позиционирует по сравнению с другими производителями.

- Как будет развиваться украинский авторынок в этом году? Как компания планирует увеличить продажи своих автомобилей?

- На 2017 год у нас оптимистические ожидания. Мы предполагаем, что рынок дойдет до отметки в 100 тыс. машин. В этом году у компании появится обновленная модель Qashqai. Ближе к осени у нас появится обновленный X-Trail. Эти модели – локомотивы наших продаж. Поэтому именно на основе данных моделей мы будем строить нашу политику к продажам в следующем году.

- Когда мы сможем приблизиться к рекордным показателям продаж 2008 года в 600 тыс. машин? В ближайшие пять лет это реально?

- Нет, мы вряд ли вообще к этому вернемся в ближайшее время. Тогда была ситуация, рынок был “перегрет”, было банковское кредитование, которое давало возможность человеку покупать автомобили за $50 тысяч с доходом, который реально ему позволял купить б/у автомобиль за $7 тысяч. И у нас страна меньше стала с точки зрения территории, количества людей и экономического потенциала. То есть те регионы, тот же Донбасс и Крым, они доставляли порядка 20-22% от общего количества продаж. Поэтому стоит забыть об этих показателях в 600 тысяч. Более реально говорить об объеме в 230 тысяч, с которым Украина была в 2012 году. Отнимем от него 20% и мы выйдем где-то на 180 тысяч. К этому возрождению мы можем прийти через 3-4 года. Это реальные цифры для нас.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Бизнес. Интервью ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: