Оценили на $10 тыс. Глава автоимпортера назвал дисконт на электромобили

Александр Вовк объясняет почему электрокар выгоднее традиционного автомобиля

Александр Вовк объясняет почему электрокар выгоднее традиционного автомобиля

Александр Вовк развеивает мифы относительно срока эксплуатации электромобилей.

Продажи электрокаров в Украине увеличиваются второй год подряд. По темпам роста рынка Украина занимаем одну из ведущих позиций в мире.

Основная причина, по которой электрические машины пользуются все большим спросом в нашей стране – это экономичность. Ведь эксплуатация автомобиля на электротяге снижает расходы на заправку минимум в десять раз.

Не маловажную роль также играет и то, что электрокары практически не требуют очень большого сервиса. И хотя основными покупателями остаются частные лица, некоторые западных корпораций, представительства, которых находятся в Украине, уже начали переводить свои парки на электрокары.

А служба такси на электрокарах стала настоящей визитной карточкой столицы, да и всей страны.  

Впрочем, вопреки стремительному росту продаж электромобилей, общая емкость рынка еще крайне мала, а ключевую роль в статистике пока что занимают подержаные электрокары из США и Европы.

Что может ускорить электромобилизацию в Украине, когда они могут заменить традиционные автомобили и как решаются вопросы с зарядным станциями, НВ Бизнес спросил у Александра Вовка, генерального директора компании Оксижен Групп.

– В Украине растут продажи электромобилей. Почему электротранспорт набирает такой спрос и такую популярность?

– Почему электромобили не продавались так год-два назад? Потому как люди не доверяли им в полной мере. Сейчас все изменилось. Лучшей рекламой автомобиля является сам электромобиль, который ездит по дороге. Почему мы и открыли службу Окси Такси? Мы хотели продемонстрировать не только водителям, но и пассажирам, что такое электромобиль. На сегодняшний день мы перевезли уже более 200 тыс. пассажиров (с апреля 2016 года). И это не только жители Киева, а это также топ-менеджеры ведущих компаний мира, которые работают в Украине, но сами являются гражданами других стран. И мне очень приятно, когда они говорят, что это их первый опыт поездки на электротакси, так как на их родине такого еще нет. Окси Такси сегодня с парком 60 автомобилей входит в топ-10 служб такси на электромобилях в мире.

– А насколько вообще рентабельно такси на электротранспорте? Насколько это позволяет зарабатывать деньги?

– Никакой хороший масштабный проект при работе один год не может быть рентабельным. Прежде всего мы задали новые стандарты сервиса по такси в Украине: фирменная форма водителей, официальное оформление, уплата НДС, налогов, Wi-Fi, планшет и питьевая вода в каждой машине и другие опции. Конечно, это не малые финансовые затраты. Если говорить о цене, то километр в автомобиле на бензине стоит порядка 2,5 грн, на газу – 1,5 грн, а на электромобиле – пол гривни. При парке 150-200 автомобилей этот проект будет рентабельным, его можно и нужно дальше развивать. И мы будем это делать. Потому что в Киеве 15-20 тыс. машин такси и порядка 200 тыс. заказов в сутки. То есть рынок востребованный и перспективный.

– Насколько сегодня инфраструктура готова принять рост рынка электромобилей? Я слышал жалобы от компаний, которые являются официальными поставщиками автомобилей, что они даже не могут завезти новые модели, потому что недостаточно зарядных станций. Как с этим быть?

– На сегодняшний день в Украине установлено около 10 сертифицированных суперчарджеров, которые в основном размещены в Киеве. 9 из 10 – это станции нашей компании. Также есть суперчарджеры конкурентов, в основном китайского производителя и об их качестве я не берусь судить. Это менее быстрые станции, которые заряжают автомобиль порядка одного часа и устанавливают их между городами. Согласитесь, что водителю, которому нужно подзарядить машину на трассе, потратить на это целый час – не очень удобно. На скоростных зарядных станциях на это уйдет не более 30 минут – как раз время на кофе и туалет.

В целом я бы разделил всех электромобилистов на два типа. Первый тип – это те, которые ездят просто в городе. 95% автомобилистов в мире не проезжают в день более 100 км. Для таких достаточно вечером поставить автомобиль на зарядку в обычную розетку и с утра поехать на работу полностью заряженным. Но проблема, которая есть и которую хотелось бы решить, это более простой доступ к тем местам, где владельцы ставят их на ночь на стоянки, паркинги. С паркингами все более просто, а если говорить о стоянках, то нужна помощь администрации и города, для того чтобы на ночных парковках установить зарядки. Второй тип электромобилистов – это предприниматели, которые используют электрокары для бизнеса и проезжают в день около 200-300 км. Им нужно в течение дня подзаряжаться.

– Что может сделать государство для того, чтобы эта инфраструктура, которая позволяет обслуживать электромобили, развивалась лучше?

– Государство может принять закон о развитии суперчарджеров, о зарядных станциях для электромобилей. Эти законопроекты рассматриваются в рамках комплексного законопроекта. Спасибо министру инфраструктуры Владимиру Омеляну и Комитету Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, который взял на себя такую нелегкую задачу. Я думаю, через месяц-два этот закон уже будет внесен в зал Верховной Рады на голосование.

– Вы занимаетесь и продажами электромобилей, и заправочными суперчарджерами, и службой такси. А что для вас основное в вашем бизнесе? По какому направлению вы будете развиваться больше в ближайшие 5-10 лет?

– Я вижу этот проект в комплексе. Без одного не может быть второго. Например, когда мы более года назад открывались, мы презентовали первый официальный суперчарджер в Украине. Без этого суперчарджера не смогла бы ездить наша служба такси, потому как автомобили заряжаются более трех раз в день. Если говорить о скоростных зарядных станциях – это действительно инфраструктурный проект, который не окупается даже через 3-5 лет.

Никто не может прогнозировать, как будет развиваться рынок, с какими темпами. Конечно, ключевые игроки – это автозаправочные комплексы, которые уже есть сейчас.

Но мы идем своим путем – в нашей компании более 10 инженеров уже на протяжении года работают над созданием своего суперчарджера. Это будет не 50 кВт, а это будет 200 кВт суперчарджер, возможно, с модульной иерархией, для того чтобы расширять мощность в зависимости от роста самих батарей и возможностей приемников для электромобилей. Конечно, мы не будем владеть этой инфраструктурой.

Но сейчас, для того чтобы развивать такси, развивать продажи и иметь возможность пощупать суперчарджеры, мы создали свою инфраструктуру – 9 суперчарджеров в Киеве.

Если говорить об автомобильном рынке, за прошлый год в Украине продалось порядка 65 тыс. новых автомобилей и порядка более 500 тыс. продаж машин с пробегом. Поэтому здесь явный акцент на то, что все же 80% – это перепродажи. Например, тот же Nissan Leaf, который стоит $30 тыс., а побывавший два года в эксплуатации – $15 тыс. Я не вижу смысла переплачивать в два раза за машину, которая поездила 2 года и наездила 30 тыс. км.

На счет работы службы такси – это более быстро окупаемый проект. И этот проект является драйвером. Это действительно является тем промоушеном, той визитной карточкой, которая даст возможность людям показать, что такое электромобили, чем они удобны и выгодны.

– Инфраструктура по утилизации батарей. Говорят, что это большая проблема. С одной стороны, электромобили не засоряют окружающую среду, как двигатели внутреннего сгорания, но нужно где-то потом утилизировать эти батареи, чтобы они не наносили вред окружающей среде. Что с этим в Украине происходит?

– Батарея – это набор ячеек. Если в электромобиле емкость батареи показывает 80%, то это означает, что минимальная емкость одной ячейки не выше 80%, и контролер ограничивает ячейку до такого уровня. Нет необходимости менять всю батарею, достаточно поменять только вышедшую из строя ячейку. Во всем мире принята практика ее не утилизировать, а давать вторую жизнь – помещать в батарейное хранилище.

Наша компания сейчас работает над созданием такого хранилища для накапливания энергии с целью дальнейшего использования. В Украине этот рынок только развивается, а в мире успешно реализовываются проекты с использованием б/у-шных ячеек – например, стадион Амстердам Арена в Голландии вместимостью 55 000 мест. То есть ячейку не нужно выбрасывать. Ее можно поместить в повербанки для домов, использовать в суперчарджерах, которые стоят на дороге, возле дома.

А если все же через 10 лет эта ячейка будет иметь 20% емкость, то ее без проблем можно будет переработать. Переработка составляет свыше 90%. Но это будет лет через 10. Потому что в мире пока нет машины Nissan Leaf, которая ездит более 5-6 лет, потому что Nissan начали выпускаться с 2010-2011 года.

– Насколько будет динамичным отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на электромобили?

– Я надеюсь, что это будет очень динамично, так же, как было развитие смартфонов или цифровых фотоаппаратов. Посмотрим по тенденции концерна Volkswagen. Они до 2025 года заявили 25 моделей электромобилей – впечатляющие прогнозы. Если говорить об Украине, я очень надеюсь, что осенью будет принят закон, который отменит НДС на электромобили. Он поспособствует росту рынка электрокаров. Думаю, количество электромобилей  возрастет минимум в три раза в следующем году. Электромобили станут более доступными, а продажи прозрачными. Потому что на сегодняшний день, когда Tesla завозится некоторыми салонами в Украину за $5 тыс., и Nissan за $2-3 тыс., это не является правильным.

– Какие цены мы можем ожидать на электромобили, если этот закон будет принят и налоги будут сняты? За сколько можно будет купить электромобиль?

– Например, 2-3-летний Nissan Leaf можно будет купить за приблизительно $10 тыс. Если получится отменить НДС, то я уверен, что Украина сможет войти в тройку по темпам роста рынка электрокаров в мире. И эта тенденция продлится в ближайшие 2-3 года точно.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Бизнес. Интервью ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: