Нужно предугадывать будущее – глава Viber в СНГ

Глава Viber в странах СНГ Евгений Рощупкин уверен, что основа успеха любого продукта – это прежде всего его востребованность широкими массами

Глава Viber в странах СНГ Евгений Рощупкин уверен, что основа успеха любого продукта – это прежде всего его востребованность широкими массами

Доля украинцев, которые пользуются интернетом с помощью мобильных устройств, постоянно растет. Так, по данным Интернет ассоциации Украины, если в 2011 году таких пользователей было 7%, то в 2016-м их число выросло до 25%.

Мировая статистика еще более впечатляющая. Согласно данным социальной сети Facebook, интернетом на мобильных устройствах пользуются 54% жителей Земли.

Такой активный переход населения на мобильные устройства играет на руку разработчикам приложений для общения, которые дают возможность связи не только с помощью голоса, но и текста и эмоций.

Кроме того, такая тенденция дает возможность украинской IT-отрасли развиваться в этом направлении. Украина может стать местом как для локального, так и для глобального IT-предпринимательства.

О том, как в этих условиях развиваются мобильные мессенджеры, какие новые ниши отрывает глобальный переход на мобильные устройства и как добиться успеха в отрасли, НВ Бизнес рассказал глава Viber в странах СНГ Евгений Рощупкин.

– Расскажите историю компании Viber. Что она из себя представляет, когда возникла?

– Компания возникла в 2010 году, когда двое друзей – Игорь Магазинник и Тальмон Марко – решили придумать приложение, которое позволит им удобно общаться с помощью смартфонов. В то время еще не было удобного приложения, через которое можно было бы осуществлять звонки. Тогда они и придумали Viber. Изначально звонки были главной функцией приложения, но потом добавились сообщения, потому что это очень востребованный формат. Сейчас 70% активных пользователей платформы отправляют именно сообщения.

С 2010 года и до сегодняшнего дня аудитория зарегистрированных пользователей выросла до 800 миллионов человек. Из них 16 миллионов в Украине.

– Вы в большей степени израильская или белорусская компания?

– Мы международная компания со штаб-квартирой в Тель-Авиве. С 2014 года компанией Viber владеет японский концерн Rakuten. Но наши разработчики находятся в разных странах – в Израиле, Беларуси, Нидерландах и так далее.

– Как происходит развитие? Появляются ли новые направления?

– Viber становится не просто мессенджером для общения со своими друзьями, знакомыми и родственниками. Это также приложение для общения с бизнесом, с брендами, с сервисами. Фактически для каждого пользователя бизнес становится одним из контактов, которому можно задать вопросы или просмотреть информацию о нем. Вы можете общаться с бизнесом, как с другом. Такую возможность мы запустили только недавно, но она уже становится достаточно востребованной. Например, в Украине уже зарегистрировались более тысячи паблик аккаунтов.

– А что это дает, как это помогает развиваться бизнесу?

– Прежде всего это дает бизнесу доступ к нашей аудитории. Сейчас все больше людей общаются при помощи гаджетов. В Viber они общаются со своими друзьями и знакомыми. А теперь смогут общаться с бизнесом. То есть, предоставляя эту платформу бизнесу, мы предоставляем им возможность находиться там, где уже есть многомиллионная аудитория.

Viber становится не просто мессенджером для общения со своими друзьями, знакомыми и родственниками. Это также приложение для общения с бизнесом

В рамках паблик аккаунтов бизнес может рассказать о своем продукте, о новинках, использовать платформу как часть своей рекламной кампании. Также это может быть решение по клиентской поддержке. Например, вместо звонка в call-центр клиент может задать свой вопрос паблик аккаунту и получить быстрый ответ от оператора либо от автоматического бота. У нас уже есть крупные клиенты в Украине, которые представили свой сервис в рамках паблик аккаунтов, – это ПриватБанк и Новая почта.

– Говорят, что мессенджеры – это своего роды мыльные пузыри, так как инвестиции в них превышают заработки. И неизвестно, окупят ли они себя. Как вы считаете, так ли это?

– Мессенджеры – это самый быстрорастущий сегмент среди всех приложений в принципе. И Viber является одним из таких приложений. Основная задача для мессенджеров – это дать наиболее удобный сервис для пользователей.

Сейчас мы работаем над функционалом, который улучшает возможности общения, не забывая при этом о заработках. У нас есть платные звонки Viber Out. Это звонки вне сети Viber, которые можно осуществлять в любую точку мира и на любой телефон, вне зависимости от того, установлен у человека Viber или нет.

Точно также наши паблик аккаунты для бизнеса позволят Viber увеличить прибыль, давая компаниям возможность продвигать себя и свои сервисы.

– Многие страны зарабатывают на бизнесе в сфере ІТ. Какие условия, по-вашему, нужно сделать в Украине, чтобы появились собственные качественные продукты и приносили налоги?

– Прелесть интернет-бизнеса в том, что у него нет границ. И такие решения можно создавать в любой стране. Самое главное для этого бизнеса – видеть проблемы и искать решения, которые будут востребованы людьми и бизнесом. Следующий шаг – это эксперимент. То есть нужно делать попытки, брать на себя риск, улучшать продукт и добиваться успеха в своих решениях. Только таким образом возможно успешное расширение бизнеса в рамках интернет-индустрии.

С моей точки зрения, в Украине сейчас есть все условия и прекрасные образованные специалисты, чтобы реализовать любые проекты в IT сфере. Вопрос лишь в том, что нужно больше инициативы, чтобы воплощать их в жизнь.

С 2010 года и до сегодняшнего дня аудитория зарегистрированных пользователей выросла до 800 миллионов человек. Из них 16 миллионов в Украине

– А какие условия нужно создать с точки зрения государства, чтобы люди могли реализовать себя в этой сфере?

– Наверное, главный совет – не мешать такой инициативе появляться и всячески помогать новым росткам интернет-бизнеса.

– Что вы можете рассказать о защищенности Viber? Есть точка зрения, что спецслужбы могут считывать информацию. Насколько это соответствует действительности?

– Безопасность общения пользователей является для нас одним из самых важных приоритетов. В апреле этого года мы еще больше усилили эту функцию за счет того, что ввели сквозное шифрование. Это означает, что все сообщения в Viber могут быть прочитаны только на конечных устройствах пользователей. То есть, если я отправлю вам сообщение, то только вы сможете его прочитать. Кроме того, Viber не хранит переписку пользователей на серверах. Вся переписка остается только на конечных устройствах. Это же касается и голосовых вызовов. Таким образом, с точки зрения безопасности, мы являемся одним из наиболее защищенных приложений.

В нашей индустрии очень важно экспериментировать. Естественно, нужно понимать потребности пользователей и бизнеса

 А чем вы отличаетесь, например, от Skype?

– Я бы не хотел сравнивать нас с конкурентами. У каждого своя стратегия. Viber силен тем, что он очень хорошо понимает потребности пользователей. Мы даем людям те функции и сервисы, которые им нужны.

– Заказываете ли вы программы в Украине? То есть привлекаете ли украинских программистов для проекта?

– Основной процент разработок осуществляется непосредственно внутри компании. У нас большие офисы разработки находятся в Беларуси и Израиле.

– Существует точка зрения, что украинские программисты пишут код или создают программы для компаний, которые потом выпускают конечный продукт. А в самой стране этого не происходит. Как, по-вашему, перейти от сырьевой модели и самим производить готовый продукт?

– Я считаю, что в Украине есть все необходимые ресурсы и квалифицированные специалисты, чтобы это реализовать. Просто людям не хватает инициативы создавать такие продукты здесь. Ведь нужно экспериментировать, тестировать, создавать новые версии своего продукта, чтобы прийти к успеху.

– Сколько времени потратили создатели Viber для того, чтобы их программой заинтересовался японский инвестор и купил ее за $900 миллионов?

– Viber купили в начале 2014 года. То есть на тот момент он существовал 4 года. Аудитория, которую сервис получил к тому времени, была привлекательна для инвестора. Ведь основа успеха любого продукта – это прежде всего его востребованность широкими массами. Если ориентироваться на это и стараться всегда улучшать свой продукт, быть на шаг впереди конкурентов и опережать ожидания пользователей, это приведет к росту аудитории, и, соответственно, к заинтересованности со стороны инвесторов.

Всегда нужно работать, всегда нужно быть на шаг впереди, как индустрии, так и ожиданий людей

– Как увеличить востребованность? У некоторых получается угадать, что нужно широким массам, а у других – нет. На что нужно обращать внимание?

– К сожалению, единого секрета успеха нет. В нашей индустрии очень важно экспериментировать. Естественно, нужно понимать потребности пользователей и бизнеса. Но самое важное – это создавать и тестировать. Именно в этом и заключается залог успеха. Есть очень много приложений, которые выпускают ведущие соцсети, но они не становятся востребованными. Много провалов было у известных ІТ-компаний. Но в итоге находятся именно те функции и решения, которые нужны пользователям, на них делается фокус и за их счет компании становятся успешными.

– То есть секрет в том, чтобы не опускать руки?

– Конечно. Всегда нужно работать, всегда нужно быть на шаг впереди, как индустрии, так и ожиданий людей. Нужно предугадывать то, что будет востребовано завтра, а не сегодня.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Бизнес. Интервью ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: