Чем вызван бум на рынке электромобилей в Украине

Александр Кравцов, один из главных энтузиастов рынка электромобилей в Украине, на фоне самой популярной модели Nissan Leaf

Александр Кравцов, один из главных энтузиастов рынка электромобилей в Украине, на фоне самой популярной модели Nissan Leaf

Глава Electrocars рассказал, откуда и за сколько торговцы везут самые ходовые модели.

По итогам восьми месяцев 2016 года в Украину импортировали в два раза больше электромобилей, чем за весь прошлый год. Эксперты объясняют рост их популярности постоянным подорожанием топлива и расширением сети электрозаправок. Но главное не в этом, а в снижении цен, благодаря тому, что торговцы нашли способ поставлять в страну автомобили с пробегом из США. О нюансах этих схем, а также реалиях украинского рынка НВ Бизнес рассказал один из ключевых популяризаторов альтернативных средств передвижения, руководитель компании Electrocars Александр Кравцов. 

– Сколько у нас в стране покупают новых электромобилей, а сколько – с пробегом?

– Украинцы покупают более 90% электрокаров с пробегом. Причина банальна – они стоят в два раза дешевле новых. Это происходит благодаря американскому рынку, где работают действующие государственные программы субсидирования, и где люди часто меняют машины. Именно этот рынок позволяет генерировать в Украине цену в два раза ниже нового электромобиля из Европы. Поэтому "американцы" с пробегом в 30–40 тысяч километров, которым два-три года, лидируют по продажам в стране.

– Какие модели больше всего пользуются спросом и можно ли найти дешевую альтернативу?

– Как и год назад, Nissan Leaf является лидером на наших дорогах. Но популярными становятся и другие электрокары, например, BMW i-серии. Они в два раза дороже, но их дизайн похож на Tesla.  Более того, BMW выпустили электрокар с дополнительным бензиновым двигателем и генератором, что позволяет проехать более 200 км.

Конечно, многих сдерживает дистанция, которую автомобиль преодолеет на одном заряде. Но в Киеве, Одессе, Львове, Харькове это уже не проблема

 Renault ZOE, новый европейский автомобиль, может стать популярным в ближайшие год-два. Но пока его цена “кусается”. Есть еще электрические Smart, которые стоят дешевле даже, чем Nissan Leaf.

– Какие главные критерии покупателя при выборе электромобиля?

 – Цена уже отошла на второй план, так как средняя стоимость снизилась до $15 тыс. Сейчас покупатели стали думать о комплектации, дополнительных опциях, также обращают внимание на пробег. Конечно, многих сдерживает дистанция, которую автомобиль преодолеет на одном заряде. Но в Киеве, Одессе, Львове, Харькове уже достаточно зарядных станций, так что это уже не проблема. Важно и то, что Leaf не требует частого техобслуживания – в среднем раз на 50 тыс. км пробега.

На что стоит обратить внимание при покупке электромобиля с пробегом?

– Когда покупаете авто с пробегом, имейте в виду, что скорее всего – это авто из Америки. Поэтому вы можете запросить у продавца Carfax (подробный отчёт по истории транспортного средства, которое эксплуатировалось на территории США или Канады – НВ Бизнес) – документ, который позволяет понять, что машина не была утоплена и не была в ДТП.

Сегодня есть мелкие игроки на рынке, которые пытаются скрыть эту информацию. Воспользовавшись тем, что не все клиенты разбираются в электрокарах.

Когда же есть Carfax, то вы видите, в каком состоянии автомобиль. Кроме того, там есть информация о косметическом ремонте – когда какая-то деталь подкрашивалась.

Следующее, обратите внимание на емкость батареи. Эти показатели должны продемонстрировать во время вашего присутствия. Если батарея имеет емкость 85% или больше, то это хороший показатель у трехлетнего автомобиля. Если показатели те же, но возраст электромобиля два года или меньше, то лучше искать другое транспортное средство. Если же емкость батареи имеет меньше 80-82% – просите скидку. Так как машина будет проезжать 120-130 км на одном заряде. Но это не критично. Люди на них ездят еще много лет. Главное – это правильно организовать зарядку.

Украинцы покупают более 90% электрокаров с пробегом. Причина банальна – они стоят в два раза дешевле новых

И третье, это подготовьте семью к появлению электромобиля. Обустройте зарядку дома, организуйте зарядку на работе, скачайте карту зарядных станций Украины – PlugShere. После этого для вас не будет существовать границ.

Часто ли покупают к машине зарядное устройство? Сколько оно стоит?

– Главная задача продавца – это качественно объяснить, как заряжать электромобиль. Обычно из салона человек выезжает со стандартным устройством, но через некоторое время возвращается за дополнительным гаджетом. Например, может потребоваться кабель, который позволяет заряжаться на зарядках АЗС ОККО. За год много кабелей, которые АЗС закупили, уже вышли из строя.

Также клиенты обращают внимание на зарядные станции, которые позволяют заряжаться при отсутствии заземления. Так как американское устройство, если оно правильно установлено, то требует заземления. Это такой стандарт. Однако украинские реалии таковы, что заземление есть не везде. Не все розетки в идеальном состоянии, поэтому люди возвращаются за зарядками, которые позволят избегать заземления и понижать силу тока.

Кроме того, после появления на украинской карте зарядных портов – промышленных разъемов – возникла потребность в портативных зарядных устройствах, позволяющих зарядиться на парковке супермаркета, где-то по дороге, на СТО или на мойке. В диапазоне от $300 до $600 можно найти подходящее зарядное устройство.

– Как будет развиваться рынок электромобилей до конца 2016 года?

– Сейчас трудно делать прогноз. В Украине нет серьезных льгот, поэтому почти все электромобили в Украину попадают после американских лизинговых программ, отработав там свои три года. В Евросоюзе лизинг электрокаров не сильно развит, поэтому завозить оттуда автомобиль дороже на $2–3 тыс. Поэтому никто этого не делает.

В начале августа 2016 года Сервисный центр МВД Украины начал отказывать в регистрации американских электромобилей, ссылаясь на необходимость сертификации по европейским правилам. Мы пытались выяснить, какие же новые нормы были введены. И оказалось, что за последние 10 лет никаких новых обязательств Украины на себя в этой сфере не брала. Все американские автомобили, не только электрические, уже 10 лет должны были сертифицироваться по европейским стандартам. Мы разослали запросы во все возможные министерства. Но пока везде нам предоставили в ответ банальные "отписки".

Почти все электромобили в Украину попадают после американских лизинговых программ, отработав там свои три года

Нам удалось раскопать номер "бумажки", чтобы формально запустить процесс: письмо–разъяснение Минэкономики в адрес МВД 3431–05 / 9501–03 от 31.03.2016. Для сертификации нужно переделать авто с американских на европейские стандарты. Это замена лобового стекла, фар и других частей электромобиля. В сумме такая операция "тянет" более чем на тысячу долларов. Но будем учитывать, что именно где–то на эту тысячу подешевели электрокары после отмены пошлины. (Именно этот процесс наконец запустил рынок в начале 2016 года).

Ступор с сертификацией сейчас постепенно замедляет рынок. Мы, как бизнес, ждем объяснения и разъяснения. Например, зачем полностью менять лобовое стекло, или ремни безопасности, которые прошли сертификацию в США. Известно, что американские стандарты безопасности даже выше европейских. Кроме того, есть опыт европейских стран, в которые так же завозят американские автомобили. Однако там нет необходимости вмешиваться в заводскую сборку, организовывать такие масштабные работы с автомобилем. Поэтому, пока мы ждем официальной реакции, чтобы постепенно решать эти вопросы.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

НЕ ПРОПУСТИТЕ

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Бизнес. Интервью ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: